MENU
Главная » Статьи » Психология

Пробуй, ошибайся, живи...

Зачастую все мы находимся в некоторых иллюзиях по поводу окружающего мира и себя самого. Взрослея мы являемся, в определённом роде, набором мнений, утверждений, суждений и т.д. очень большого количества людей. Наибольшую роль в этом наборе сыграли самые близкие люди, зачастую - это наши родители.

В то время когда мы были совсем малы и беззащитны, наши родители помогали нам  адаптироваться к окружающему миру. Они помогали выстроить нам нашу собственную карту реальности. И в этой карте записана информация об окружающем мире и о нас самих.

Как это происходило? Родители зачастую рассказывают и учат своих детей. И даже если они не рассказывают, то своим поведением и образом жизни формируют наше мнение об окружающем мире. Например семейное послание может быть следующим: "Окружающий мир несёт угрозу. Вокруг воры, убийцы, насильники и т.д.". Каким будет поведение ребёнка, который вырос в такой семье? Скорее всего, его характер будет более интровентированным, замкнутым, у него будет много страхов по отношению к внешнему миру. Хочу сразу акцентировать на том, что родители ни в чём не виноваты.  Они действуют всегда из лучших побуждений и живут по собственной карте, в которой записано, что окружающий мир не безопасен. Встраивая фрагменты своей схемы реальности ребёнку, они хотят защитить его от "внешней угрозы". Скорее всего, такое представление о мире они получили от своих родителей. Или у них был собственный опыт, когда окружающий мир был агрессивен по отношению к ним. И это установка  когда-то была очень важна и нужна для выживания самим родителям или их предкам.

Схемы реальности бывают разные. Но в целом их можно разделить на две группы.  Те, что обеспечивают адекватное приспособление к окружающему миру, и те, что  этого не могут сделать. Если карта адаптивна, то у ребёнка, по мере взросления, не возникает проблем (во всяком случае он их успешно решает). У него есть на это силы и энергия. Его карта-схема гласит, что он успешен и селён и может справиться с различными трудностями. Он адекватно воспринимает мир и видит, что не маловажно, своё место в этом мире. Если же карта не адаптивна, то он просто погрязает в проблемах. Ведь у него внутри живёт установка, что он слабый, беспомощный, "без внутреннего стержня" и т.д., вплоть до полной недееспособности. Этот человек, соответственно, "не способен" справиться со всеми этими проблемами, в следствии чего, он снова и снова получает подтверждение собственной слабости и беспомощности. Зачастую такие люди не чувствуют своего места в мире и у других (у тех которых есть сила и энергия) есть больше прав по отношению к ним.

Понятно, что я описал крайние позиции и что зачастую наши схемы расположены где-то посредине, между менее или более адаптивными. И когда мы живём не осознавая наших ограниченных схем, нам очень трудно что-то сделать, чего-то добиться. Мы хотим изменить свою жизнь, хотим достичь успеха, хотим реализовать свою мечту...но зачастую просто хотим...

Секрет успеха прост. Он настолько прост, что кажется нереально сложным)))  И так готовы?))

Если чего-то хочешь - бери и делай!

 Ну как звучит? Как-то слишком просто и примитивно? Уверен, что вы это слышали ни один раз. И сенсацию этим утверждением я точно не сделаю. Так в чём же проблема? Почему так сложно действовать этому крайне простому принципу? Проблема во внутренних установках, неадаптивных схемах, которым мы похоже доверяем больше. А они гласят:

"Ты этого не сможешь сделать никогда и даже не пытайся...".

Ну или что-то на подобии)) И выход из этой дилеммы прост. Сиди и мечтай о лучшей жизни, периодически вздыхай и охай по поводу того, что у тебя её нет. Как перспектива? Нравится? Хочется всю свою жизнь провести в бесплодных фантазиях?

Если да то можно заканчивать чтение статьи и продолжать мечтать о....

Если нет, то читаем дальше)))

 На самом деле это действительно весьма обширная и глобальная тема. По сути это тема связанна с вопросами личностного роста и развития. Она включает в себя и работу с внутренними установками и расширением внутренних карт, вопросы целей и мотивов, уверенности и многого другого. Всего этого осветить в одной статье не удастся. Поэтому я хочу остановиться на такой теме как "страх ошибки".

Страх ошибки может быть приобретён из семьи и передаться по наследству от родителей. Но, на мой взгляд, очень сильно он прививается во время школьного обучения. В школе всегда есть "правильные ответы" на все вопросы. И успешность ученика оценивают из того, насколько "правильно" он отвечает на вопросы. Ошибиться - значит получить плохую оценку, а следовательно - ошибаться нельзя. И дети начинают стараться не ошибаться. Часто родители, которые контролируют процесс обучения своих чад и ждущие от них только высших оценок, усугубляют этот процесс. Вот тут и возникает феномен "отличников", которые в школе получают лучшие оценки, но в реальной жизни не могут чего-то добиться. в то время как "троечники" и "хорошисты" добиваются весьма высоких результатов. Причина в том, что в отличии от школы в реальных условиях нет однозначно правильных ответов. Для того что бы достигнуть результатов, построить бизнес и т.д. нужно уметь рисковать, не бояться ошибаться.

"Если бы мне сейчас пришлось набирать персонал в компанию, педантичных перфекционистов-отличников я бы пригласил их на должности исполнителей. На менеджерские — наиболее творческие позиции — позвал бы авантюристов-троечников, ведь они — двигатели бизнеса”, — делится соображениями Андрей Коркунов, председатель совета директоров Одинцовской кондитерской фабрики (в школе был типичным хорошистом). По мнению Коркунова, троечники не боятся ошибок: "Они часто полагаются на интуицию там, где консервативные отличники предпочитают долго просчитывать ситуацию”. 

Итак как же можно снизить страх ошибки. В НЛП есть такое понятие как пресуппозиции.

Пресуппозиции в НЛП — аксиоматические убеждения, используемые как инструмент, облегчающий достижение желаемых эффектов от техник. Значимость пресуппозиций состоит не в том, что они истинны (то есть в точности описывают объективную реальность), а в том, что в них полезно поверить для наиболее эффективного выполнения определённых задач.

Одним из таких убеждений есть следующее:

Нет поражений и ошибок, есть только обратная связь.

Что это означает? Часто мы свои ошибки или действия воспринимаем как личное поражение. И когда мы так считаем мы стараемся не дать себе права на ошибку. Ибо ошибиться равно личной некомпетентности, слабости и т.д. В таком случае лучше ничего не делать. Ибо ток кто ничего не делает - никогда не ошибается.

Но если мы воспринимаем "неудачу" как обратную связь - всё меняется! Эта пресуппозиция оказывает влияние на все сферы жизни, но особенно на те, где требуется постоянство и терпеливое обучение на основе знания о том, «что не работает». Этот принцип можно проиллюстрировать примером Томаса Эдисона, который провел 10 000 экспериментов (некоторые утверждают, что 1000) в поисках материала для изготовления нити накаливания в электрической лампочке. Когда его спросили: «Должно быть, нелегко терпеть неудачу 10 000 раз?», — Эдисон ответил: «У меня не было 10 000 неудач. На самом деле я обнаружил 10 000 способов того, как не следует делать лампочку». К неудачам Эдисон относился легко, говоря: «Я не разочарован, поскольку каждая неудача — это тоже шаг вперед». Любая ошибка становилась для Эдисона доказательством того, что существует иное — лучшее — решение проблемы. Один успех приходится на девяносто девять неудач — именно так считал «король изобретений».

Применяя это утверждение в своей жизни мы перестаём оценивать её в категориях "хорошо" или "плохо", "победа" или "поражение". Если мы что-то делаем и у нас не выходит, нужно просто остановиться, осознать, что происходит и попробовать действовать по-другому. Не выходит снова? Снова остановиться, осознать и попробовать иначе. При этом после первой "неудачи" мы не забрасываем реализацию своей идеи. Мы снова и снова пробуем воплотить её в жизнь и просто ищем для этого подходящие способы. Если вы наступили на грабли – это не означает, что вы идиот (хотя внутри может прозвучать что-то наподобие). Это означает, что просто не стоит на них наступать, и делать это снова и снова.

Представьте, что вам подарили большой красочный конструктор. Что вы будете с ним делать? Можно смотреть на него и фантазировать,  как хорошо бы собрать замок или красивую машину, но так и не попробовать, что-то сделать. И если вы не пробуете, то вы живёте в иллюзии, вы больше доверяете тому голосу внутри, что говорит «ты не сможешь», «у тебя руки не оттуда выросли» и т.д. И вы даже не делаете попытку что-то сделать. Потому что не хотите подтверждать эти представления о себе. Но если бы вы начали, то увидели, что внутри конструктора есть инструкция по сборке, с помощью которой вы можете собрать всё, что захотите. Если бы вы отбросили страхи и как ребёнок отдались новому опыту, то смогли бы и без инструкции собрать желаемую конструкцию. Важно просто пробовать и не зацикливаться на неудачах, воспринимая их как новый опыт. И когда мы действуем подобным образом, мы становимся более открытыми окружающему миру.  Мы впускаем свежий ветер изменений в свою жизнь.

Решите для себя раз и навсегда. Что вы выбираете: сидеть и мечтать о замке с машиной или создавать их методом проб и ошибок? Если первое, то не стоит жаловаться, что вы остались с разбитым корытом. Если вам по душе второй вариант, то хочу пожелать вам удачи на не простом, но увлекательном пути!

Как иллюстрацию всего вышесказанного хочу привести отрывок из фильма "Пролетая над гнездом кукушки". Где главный герой фильма Мак пытается поднять тяжёлый пульт. И пускай у него не получается, но он попробывал это сделать. Этот поступок толкает других пациентов на путь изменений.

 

Автор: Репецкий Алексей

Другие статьи этого автора:

Какое будущее представляешь ты?

Проблемный ребёнок-симптом неблагополучия семейной системы

Категория: Психология | Добавил: Ray (13.05.2011)
Просмотров: 3918 | Теги: пресуппозиции, страх ошибки, страхи, установки, представления, психология, карта реальности | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика