MENU
Главная » Статьи » Психология

Восприимчивость к критике. Часть 2

Почему мы так чувствительно и без рассуждения принимаем на веру любую критику в свой адрес? Разве существуют люди, которые никогда не совершают ошибок?

Предлагаю сегодня разобрать такой аспект критики, как критиканство. Цель такой критики – критика как таковая.

Подобная критика несет в себе опасность для человека, от обиды до комплекса неполноценности, от временной потери эффективности до полного отказа от начатого дела.

Критика, будет восприниматься критиканством, когда критикующий не принимает реальную ситуацию. А не принимать ситуацию он может совершенно по разным причинам.

Один из основных, и наверно главных мотивов критиканства и не принятия ситуации – отсутствие созидательного духа.

Человек в своей жизни что-то недополучил, не добрал, и все, что бы ни сделали другие, это всегда не то, всегда плохо. Подобную критику можно еще назвать несправедливой критикой.

Нам всем знакомы «бабушки», которые в транспорте, в магазине постоянно пытаются что-то или кого-то критиковать – правительство, медицину, продавцов, родных и близких. Они, эти «бабушки», имеют свое представление – как все должно быть. Например, правительство должно давать именно этой бабушке большие льготы. Врач должен выслушивать ее постоянные жалобы на здоровье, уделять все свое внимание только ей, ведь она так больна! Продавцы просто обязаны быть вежливыми и обходительными, всегда улыбаться и делать большие скидки или вообще отдавать бесплатно. Близкие и родные должны круглосуточно находиться рядом, все делать только так, как хочет, а по словам бабушки – как заслуживает ОНА! В общем, весь мир должен вращаться вокруг нее! Иногда действительно становится очень жалко таких людей, потому что все светлое и радостное закрыто одним только требованием – дай! Недополучили они, не добрали, остается только требовать и все критиковать.

Нет, я не в коем случае не хочу их обвинять или критиковать. Просто в какой-то момент они передали ответственность за свою жизнь другим – правительству, медицине, продавцам, родным и близким и т.п. Они поверили, что кто-то примет решение, как все должно быть ПРАВИЛЬНО для них и сделает за них это ПРАВИЛЬНО. Но обманулись в своем ожидании. И вот эти неоправданные ожидания толкнули их на путь осуждения и критики. Они всегда жили в состоянии, что будущее будет радостным и светлым, им так обещали, но, к сожалению, ЭТО светлое будущее никак не может наступить. Этот КТО-ТО никак не может сделать их счастливыми.

Вы когда-нибудь критиковали других из такого состояния? Когда начинаете кого-то критиковать, задумайтесь, не являетесь ли вы такой же «бабушкой», которая просто что-то недополучила?

Если бы в человеке был сознательный и созидательный дух – стал бы он критиковать? Конечно, нет – он скорее бы предложил свою помощь!

Когда вас критикуют из такого состояния, не спешите вставать в оборону или нападать, кроме негативных эмоций и неприятных для вас состояний вы ничего не получите.

Другой мотив критиканства и неприятия ситуации – несоответствие критикуемого или его действий придуманному образу. В момент такой критике происходит взаимодействие с реальным человеком, а сравнение идет с его образом, каким ДОЛЖЕН быть ребенок, муж, родители, друзья, начальник, подчиненный и т.п. И тогда, что бы не сделал реальный человек, его действие всегда будет вызывать критику, потому что невозможно в точности соответствовать образу, придуманному другим человеком.

Например, родитель видит своего ребенка каким и кем ребенок ДОЛЖЕН быть, и это образ лелеялся годами. Мой ребенок будет самым умным, хорошо учиться, заниматься музыкой, спортом, все делать по дому, быть внимательным к своим родителям. Поступит и с отличием закончит институт. Удачно женится или выйдет замуж. У него будет все-все, чего не было когда-то у меня… А ребенок, ну совершенно не такой. И тогда любое реальное событие и действие вызывает критику. «Воспитанные дети так не поступают!» Но это совсем не значит, что ребенок не воспитан, просто у родителя есть представление – как должен поступать ребенок, который воспитан. Он не может принять ситуацию, когда даже воспитанный ребенок может поступить другим, отличным от представления образом.

Другой пример, когда родитель говорит – «Лучше не делай, у тебя все равно ничего не получится, потому что ты никогда и ничего не доводишь до конца (ты не стараешься сделать хорошо и т.п.)»... Эта критика опять же идет от представления как должно быть и от уверенности, что ребенок не сделает в соответствии с представлением родителя. Реальность всегда будет казаться хуже и не достойней идеала, и вызывать критику. Сколько хороших начинаний было загублено подобной критикой!

Или начальник имеет представление – каким ДОЛЖЕН быть подчиненный, и если подчиненный не является таковым, чем-то его поведение отличается от этого образа, то критика неизбежна. Успешный, грамотный руководитель будет искать подход и взаимопонимание, плохой руководитель – критиковать и требовать.

Наверняка в вашем окружении есть люди, которые очень любят критиковать. Их беда, что они не в состоянии принимать реальность и действовать в соответствии с ней. При взаимодействии с такими людьми настройтесь заранее на то, что вам необходимо уловить момент начала такой критики, и спросить себя: «Обоснована эта критика в мой адрес или нет?»

Как только вы зададите себе этот вопрос, выслушайте критикующего, и после того, как он выскажет вам свои претензии, переспросите его: правильно ли вы его поняли, и перескажите своими словами то, что вы услышали.

Что это даст?

Ну, во-первых, вы могли просто не понять друг друга и услышать совсем не то, что говорил критикующий.

Во-вторых, подобный вопрос снимет напряжение, которое создается в момент критики.

И, в-третьих, вы сможете понять – обоснована критика или нет.

Как только вы поймете, что критика не обоснована, что она просто выражает эмоциональное состояние критикующего, вы научитесь не брать подобную критику на себя. Вы поймете, что критикующий высказывает свое субъективное мнение или видение. И это мнение может быть ошибочно.

Продолжение следует…

Татьяна Ушакова

Тренер и специалист по развитию осознанного внимания.


Другие статьи этого автора:

Восприимчивость к критике. Часть 1

Страх или развитие?

Я – ТВОРЕЦ! Я – ТВОРЕЦ?









Источник: http://o-vni2.blogspot.com/2010/04/2.html
Категория: Психология | Добавил: Татьяна (18.01.2011) | Автор: Татьяна Ушакова E W
Просмотров: 1337 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика