MENU
Главная » Статьи » Психология

А вы мастер манипуляций? Часть 3.

 Читать начало статьи 

Плюсы, минусы и цена манипуляций. 

  У любого отрицательного всегда есть и положительная сторона. А есть ли что-то положительное у манипуляции? На первый взгляд – нет. Так почему же в некоторых случаях манипуляция все-таки имеет успех?

  Главный секрет успеха манипуляции – в ее направленности. Представьте себе манипулятора, который желает получить какую-то личную выгоду за счет другого и не учитывает выгоды другой стороны. Один, ну два раза такая манипуляция пройдет, но долговременного успеха иметь не будет. И рано или поздно манипулятор получит отпор.

  А если целью манипуляции является получение личной выгоды с учетом выгоды и интереса и второй стороны? Скорее всего, такого манипулятора назовут милым и приятным человеком. Чем чаще всего и пользуются мастера манипуляции. По существу происходит сделка «ты – мне, я – тебе». Хорошо, если сделка осозноваема и декларируема.

  Давайте посмотрим на рекламу, на ту рекламу, которая не просто дает информацию – что и как, а на ту, которая нас призывает к чему-то. Вся подобная реклама строится на стратегии активной манипуляции, опирается на наши ценности.

  Кстати, по направленности рекламы можно определить ценности народа, для которого и предназначена реклама.

  «Ты этого достойна!» - и сразу включается чувство самоценности: «Я? Конечно!  Я достойна пользоваться такой косметикой!» И естественно, ни какого внимания, ни к ее составу, ни к ее качеству.

  «Хорошая хозяйка выбирает…». Ну, кто не считает себя хорошей хозяйкой? И не важно – правду ли говорит реклама, главное – я используя этот продукт, я буду считать себя хорошей хозяйкой.

  «Если не видно разницы, зачем платить больше?» О, конечно, я же экономный! Зачем я буду покупать «имя» фирмы, когда есть недорогие товары с таким же качеством. Я же не настолько глуп, чтобы платить за «имя»! И гордость за себя распирает! А вы уверены, что нет разницы? Вы сами проверили или просто «купились» на рекламу?

  «Твоя девушка уехала, но осталась ее подруга…» Зачем циклиться на неприятном? Жизнь прекрасна, и надо брать от нее все! Я ведь живу «по-восточному» – «здесь и сейчас»!

  Продолжите: «Для семьи я выбираю лучшее!», «…скажи «да» великолепной коже», «нанотехнологии…» и т.п.

  Очень забавно наблюдать за подобными высказываниями. Можно сразу определить, на какую категорию граждан рассчитана данная реклама. Понаблюдайте, это вам доставит удовольствие – находить ту кнопочку, на которую пытаются нажать рекламодатели. Это поможет вам не вестись на любого рода рекламу и быть более внимательным к тому, что на самом деле предлагают.

  А как вы думаете – что общего между манипуляцией и мотивацией?

  Представьте себе, сидят какие-то умные дяди в управлении вашей организации, и думают – какой пряник дать, чтобы вас купить? Да-да, именно купить вас, ваше время, ваш труд, ваши усилия, ваши способности, для того, чтобы побольше заработать на вас? Хорошо, если и о вас хоть немножко думают. Но часто ли это бывает?

  Размышления происходят примерно так: вот мы накинем зарплату на пару тыщ Васе, он будет счастлив, и принесет нам прибыли тысяч двадцать-тридцать. А Свете мы подарим на праздник 8 марта сертификат Этуаль, и она ужа наша на веки вечные, можно не бояться, что такой ценный работник уйдет.

  Вы когда-нибудь задумывались, бывает ли мотивация внешней? Внешняя мотивация – это всегда сделка, подачка, чтобы вы хорошо работали. Как часто вы попадаетесь на подобного рода манипуляцию? Ваше начальство прощупало вашу кнопочку?

  Но если говорить о мотивации серьезно – то это только внутренний порыв, это первостепенная причина действий. Каков он ваш, внутренний порыв? С какой внутренней мотивацией вы устраивались на ту или иную работу? Почему вы выбрали именно это место работы, эту компанию? Это отличная тема для самоисследования, для понимания себя.

  Но это все внешнее проявление.

  Давайте посмотрим, что же происходит в эмоциональной сфере человека, который поддался на манипуляцию. Если вы умеете наблюдать за собой, за своими чувствами и ощущениями, то вы можете увидеть очень интересные процессы. Но даже если вы не замечаете своих состояний, процессы все равно проходят, но только уже на вашем подсознательном уровне.

  И все же, что происходит в эмоциональной сфере?

  • При любой манипуляции, сознает ее человек или нет, он ощутит непонятные умом внутренние состояния из противоречивых эмоций. То есть он одновременно может почувствовать радость и тревогу, воодушевление и дискомфорт, гордость и обиду.
  • Может неизвестно откуда возникнуть приступ гнева после несущественного замечания.
  • Мирно обсуждая на первый взгляд малозначительные проблемы, человек может почувствовать беспочвенную тревогу.
  • Если после разговора с человеком у вас возникает постоянная переработка, анализ или домысливание – что же на самом деле хотел сказать партнер по общению, включается так называемая «словомешалка» или внутренний диалог с собеседником, то вы стали жертвой манипулятивного поведения. Вся ваша энергия уходит на внутренние разговоры.

  Если вы не осознаете манипулятивное поведение собеседника, то на подсознательном уровне происходит разрушение вашей психики. А именно: смешанные эмоции, тревога, чувство вины и чувство неполноценности, неосознаваемая природа негативных эмоций, понижение вашей самооценки, чувства уверенности, самоуважения, неадекватное поведение – это цена как ваших манипулятивных действий, так и реакций на манипуляцию собеседников. Согласитесь, это не лучшее, что может с вами произойти во время общения.

  Единственный выход из этого порочного круга – повышать осознанность.

Продолжение следует…

  С уважением,

  Татьяна Ушакова.

Другие статьи этого автора:

Стремление к совершенству... или как потерять себя

Самоактуализация или как найти себя

Страх или развитие?

Оптимизм или пессимизм? Выбор за вами..




Источник: http://o-vni2.blogspot.com/2010/06/3.html
Категория: Психология | Добавил: Татьяна (27.04.2011) | Автор: Татьяна Ушакова E W
Просмотров: 1864 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика